Проблемы контроля и аудита основных средств и материалов в бюджетных учреждениях Москвы



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №2 год - 2019


Любимцева О.В.,
магистр МГУУ Правительства Москвы


Как известно, после принятия нового закона о бухгалтерском учете (БУ) возросла актуальность внутреннего финансового контроля (ВФК) и аудита деятельности как коммерческих, так и бюджетных организаций. Особую актуальность приобретает внедрение системы внутреннего финансового контроля и аудита в бюджетных учреждениях ввиду того, что имущество находится в оперативном управлении и собственником имущественного комплекса бюджетных учреждений фактически является государство.


Причем при анализе эффективности использования основных фондов бюджетного учреждения акцент делается на непроизводственных основных фондах.


В данном случае контроль должен осуществляться на всех уровнях управления, результатом чего должна стать оперативная, достоверная информация относительно эксплуатации, хранения и учета имущества государства.


Целью моего исследования является анализ особенностей проведения внутреннего финансового контроля и аудита основных средств и материалов в государственных организациях Москвы.


ВФК и внутренний финансовый аудит основных средств и материальных запасов бюджетных учреждений осуществляется строго на основании нормативно-правовой базы, показателей отчетности, а также указаний вышестоящего органа управления, что обеспечивает унифицированность и стандартизированность финансового контроля бюджетного сектора.


ВФК бюджетных учреждений «имеет особое значение, поскольку охватывает вопросы эффективного, целевого, результативного использования бюджетных средств, исполнения бюджета как основного централизованного фонда денежных средств» [1, с. 169]. Что касается контроля основных средств учреждений, важной является одна из целей осуществления внутреннего финансового контроля, изложенная в статье 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и регламентирующая действия субъектов контроля относительно формирования предложений по повышению эффективности и результативности эксплуатации имущества государства [2].


Согласно законодательству внутренний финансовый контроль основных средств учреждений государственного сектора обязателен на всех уровнях управления.


Система ВФК и внутреннего финансового аудита представлена на рис. 1.



Следовательно, в процессе анализа контроля бюджетных учреждений необходимо провести мониторинг системы ВФК как внутри учреждения, так и со стороны вышестоящего органа управления.


Для более глубокого изучения проблем управления основными фондами в бюджетных организациях необходимо провести оценку эффективности использования основных фондов и материальных ресурсов на примере бюджетного учреждения одного из районов СЗАО Москвы, основные экономические показатели бухгалтерского учета которого представлены в табл. 1.



Проведенный анализ показал, что первоначальная стоимость основных средств в 2017 г. увеличилась, при этом одновременно наблюдается уменьшение остаточной стоимости на 4225 тыс. руб. в абсолютном выражении. Такое увеличение активов в первую очередь связано с ростом объемов финансирования из бюджета города, перераспределением доли основных средств за счет вывода изношенной части.


Что касается показателя изношенности основных фондов, необходимо отметить, что его значение достаточно высоко. Это объясняется тем, что принятие на баланс последующих объектов основных средств приводило к увеличению коэффициента амортизации ввиду того, что в отчетности приводится обобщенная сумма по амортизации всех объектов основных средств.


В табл. 2 обобщены показатели состояния и движения основных средств в исследуемой организации за период 2016–2017 гг.



Из табл. 2 видно снижение коэффициента годности имущества, что, в свою очередь, отрицательно влияет на состав и структуру основных средств организации. Наблюдается также рост показателя износа основных средств, следовательно, необходимо их обновление.


Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод о высокой степени изношенности имущественного комплекса предприятия.


Далее необходимо проанализировать и оценить эффективность использования имущественного комплекса и основных средств в анализируемом учреждении.



Анализ табл. 3 показывает, что в исследуемой организации достаточный уровень финансирования для обновления материально-технической базы. Снижение финансового результата учреждения наблюдается из-за увеличения расходов на содержание и обслуживание имущественного комплекса. На мой взгляд, необходимо пересмотреть и оптимизировать расходную часть и увеличить доходность использования имущественного комплекса и другой части основных средств.


В целях повышения эффективности использования основных средств и материальных ресурсов в муниципальном бюджетном учреждении предлагаются следующие меры:
1) повысить качество муниципальных услуг;
2) организовать внутренний контроль [3];
3) обновить изношенное имущество за счет приносящей доход деятельности.


Подробнее остановимся на внедрении системы внутреннего контроля в бухгалтерском учете.


Первоначальным и, возможно, одним из самых важных видов контроля является самоконтроль внутри бюджетного учреждения. Самоконтроль подразумевает разработку, закрепление и функционирование системы контроля внутри учреждения.


Основные положения системы внутреннего финансового контроля должны быть закреплены в учетной политике учреждения, предусматривающей, что проведение внутреннего финансового контроля осуществляется на основании Положения о внутреннем финансовом контроле.


Таким образом, результатом эффективного функционирования системы внутреннего контроля в учреждении будет являться достоверная и оперативная информация относительно бухгалтерского учета основных средств бюджетных учреждений, информация о результативности и экономичности эксплуатации имущества государства.


Дальнейшим видом внутреннего финансового контроля является контроль по подчиненности. Субъектами проведения контроля по подчиненности являются руководители главных администраторов (администраторов) и получатели бюджетных средств [3]. В данном случае внутренний финансовый контроль более ориентирован на текущий и последующий контроль, выявление нарушений, недостачи и хищений в части учета основных средств, а также на разработку требований и рекомендаций относительно ведения бюджетного учета, организацию трудового процесса, совершенствование системы внутреннего финансового контроля и объекта контроля по подчиненности.


На данном уровне контроля выявляются следующие нарушения и недостатки учета основных средств.
1. Выявление недостачи и фактов хищения государственной собственности с последующим установлением виновных лиц.
2. Появление излишков имущества, не принятых в бюджетном учете объекта контроля.
3. Отсутствие инвентарных номеров у объектов основных средств, стоящих на балансе БУ.
4. Частое отсутствие договоров о полной материальной ответственности руководителей, в полномочиях которых и закреплен контроль за государственной собственностью.
5. Выявление неунифицированных форм документов по учету основных средств и материальных запасов в БУ.
6. Допущение арифметических и других ошибок при оформлении актов приема-передачи активов и других документов.


Выявление данных нарушений, хищений и недостачи позволяет разработать требования и рекомендации относительно их устранения, а также совершенствования системы бюджетного учета и внутреннего финансового контроля учреждения – объекта проверки. При этом следует принимать во внимание, что, если получатели бюджетных средств имеют подчиненные бюджетные учреждения, подразделения, филиалы, они проводят внутренний финансовый контроль в рамках контроля по подчиненности. В то же время вышестоящим органом управления получателями бюджетных средств являются главные распорядители (распорядители) бюджетных средств, которые также обязаны проводить внутренний финансовый контроль по уровню подчиненности. Так достигается проверка операций с основными средствами, их наличия, эксплуатации и состояния на всех уровнях управления.


Следующим этапом исследования внутреннего финансового контроля основных средств является исследование ведомственного контроля. В отличие от предыдущих видов финансового контроля, ведомственный контроль более ориентирован на нормы международных стандартов аудита. Субъектами ведомственного финансового контроля являются главные распорядители (распорядители), главные администраторы (администраторы) средств бюджета, объектами – подведомственные им бюджетные учреждения [4].


В данном случае контроль осуществляется не только над получателями бюджетных средств, но и над распорядителями бюджетных средств со стороны главных распорядителей. Таким образом, достигается многоуровневая структура контроля для получения достоверных сведений об экономичности и результативности использования бюджетных средств и эксплуатации имущества государства с помощью контроля на всех уровнях управления.


Ведомственный контроль основных средств направлен на:
1) выявление надежности системы внутреннего финансового контроля подведомственного бюджетного учреждения;
2) подготовку и организацию мер по повышению экономичности и результативности использования имущества государства;
3) установление достоверности и законности внутренних бюджетных процедур относительно движения, использования, хранения основных средств.


В данном случае нормативно-правовая база устанавливает обязательное применение карт внутреннего финансового контроля, которые фактически являются программой контроля, уточненной исходя из нужд проверки бюджетного учреждения.


Таким образом, ведомственный финансовый контроль основных средств является последним звеном общегосударственной системы внутреннего финансового контро ля, завершающим контроль участников бюджетного процесса в системе внутреннего финансового контроля.


Выводы
Посредством осуществления систематического финансового контроля, аудита можно достичь повышения надежности общей системы контроля над имущественным комплексом, материальными ресурсами в БУ на всех уровнях управления.


Литература
1. Волкова М.В., Джаферова Л.Р. Внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит основных средств бюджетных учреждений на всех уровнях управления // Современный мир: опыт, проблемы и перспективы развития. – 2016. – № 2. – С. 17–23.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ // Собрание Законодательства РФ // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702 (дата обращения: 07.12.2018).
3. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (ред. от 04.11.2014 № 344-ФЗ) [Электронный ресурс]. URL: minfin.ru/ru/document/?id_4=15014 (дата обращения: 07.12.2018).
4. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 19 января 2015 г. № 02-1105/932 «Методические рекомендации по осуществлению внутреннего финансового контроля» // Собрание Законодательства РФ // Консультант-Плюс [Электронный ресурс]. URL:
consultant.ru/document/cons_doc_LAW_122446 (дата обращения: 07.12.2018).
5. Правовое регулирование финансового контроля в Российской Федерации: проблемы и перспективы: монография / отв. ред. Е.Ю. Грачева. – 2- е изд., доп. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. – 384 с.
6. Галимуллина Н.А., Гизатуллина В.Г., Герасимова М.В. Направления совершенствования финансового контроля в бюджетных учреждениях // Актуальные проблемы социального, экономического и информационного развития современного общества: материалы Всероссийской науч.-практ. конф., посвященной 100-летию со дня рождения первого ректора Башкирского государственного университета Чанбарисова Шайхуллы Хабибулловича. – Часть 2 / отв. ред. Захаров В.П. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2016. – С. 209–213.


27.03.2024

Также по этой теме:


Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста