Социально-финансовая оценка спорта г. Москвы



Опубликовано в журнале "Финансовый менеджмент" №6 год - 2018


Мальсагов М.И.,
аспирант (специальность: 38.06.01 «Экономика») кафедры финансового
менеджмента и финансового права Московского городского
университета Правительства Москвы, Россия, г. Москва


Целями реализации государственной программы РФ «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» являются увеличение числа занимающихся физической культурой и спортом, достижение спортсменами высших спортивных результатов. В данной статье рассматриваются особенности современных форм и направлений развития спорта для достижения указанных целей в рамках реализации государственной программы РФ и г. Москвы.


По состоянию на начало 2016 г. в России работало 253 тыс. объектов спорта, из которых 133 600 составили плоскостные сооружения (спортивные поля, конькобежные дорожки, лыжные и горнолыжные трассы и др.), 74 300 – спортивные залы и 4400 – плавательные бассейны.


Согласно федеральной целевой программе «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016–2020 годы» (рис. 1) главная цель нашего государства в области спорта – повысить эффективность подготовки наших спортсменов, а также обеспечить возможность всем желающим регулярно заниматься спортом. Активно развивается спортивная инфраструктура, в шаговой доступности строятся спортивные объекты (где смогут заниматься в том числе люди с особенностями физического развития).



По данным Минспорта России, в 2018 г. в федеральном бюджете России на развитие спорта высших достижений предусмотрено 60 млрд руб. (на 9 млрд больше, чем в прошлом году). В приоритете подготовка к проведению международных соревнований и поддержка организаций по подготовке спортивного резерва для сборных команд. Сейчас в спортивном резерве числятся 3 300 000 человек, которые проходят подготовку в 185 центрах спортивной подготовки.


В сегменте любительского спорта растет рынок фитнес-услуг. По данным на 2015 г., он составил не менее 101,4 млрд руб. По оценкам экспертов, в ближайшем будущем будут активно развиваться фитнес-клубы эконом-класса (в которых годовой абонемент будет стоить не выше 50 тыс. руб.). Например, фитнесклуб Raketa смог удешевить абонементы за счет автоматизации и отказа от части персонала. В клубе нет администрации, посетители проходят в помещение, прикладывая браслет, а затем – большой палец к специальному датчику.


Государственной программой предусмотрены меры, направленные на решение имеющихся в сфере физической культуры и спорта проблем и достижение основных показателей, предусмотренных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.


Государственная программа г. Москвы «Спорт Москвы» (в ред. постановления Правительства Москвы от 28 марта 2017 г. № 119-ПП) также определяет цель увеличения числа жителей г. Москвы, занимающихся физической культурой и спортом, и достижения московскими спортсменами высших спортивных результатов.


Для достижения указанных целей необходимо в рамках реализации государственной программы решение следующих задач:
1) обеспечение жителей г. Москвы возможностями для удовлетворения потребностей в занятиях физической культурой и спортом и участия в физкультурных, спортивных и массовых спортивно-зрелищных мероприятиях;
2) популяризация физической культуры и спорта среди жителей г. Москвы всех возрастных групп (дети, молодежь, среднее и старшее поколения), в том числе инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья;
3) совершенствование системы физического воспитания детей и молодежи;
4) модернизация системы подготовки специалистов в области физической культуры и спорта;
5) совершенствование взаимодействия городских, окружных и районных физкультурно-спортивных организаций г. Москвы с органами исполнительной власти г. Москвы и органами местного самоуправления по привлечению населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом;
6) развитие спорта высших достижений, в том числе повышение результативности выступления московских спортсменов в составе сборных команд Российской Федерации на Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских играх,Всемирной универсиаде, чемпионатах и кубках мира, чемпионатах и кубках Европы, официальных физкультурных мероприятиях и спортивных соревнованиях;
7) приоритетное развитие видов спорта, входящих в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр;
8) развитие материально-технической базы организаций, подведомственных Москомспорту, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья; совершенствование системы эксплуатации и содержания существующих объектов спорта.


Мероприятия государственной программы включают в себя меры, направленные на развитие физической культуры и массового спорта, подготовку спортивного резерва, развитие спорта высших достижений, в том числе мероприятия подпрограммы «Массовая физкультурно-спортивная работа» и подпрограммы «Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений».


Подпрограмма «Массовая физкультурно-спортивная работа» предусматривает мероприятия по созданию необходимых условий для занятий физической культурой и спортом жителям г. Москвы по месту жительства, учебы, работы, для самостоятельных занятий физической культурой и спортом. В этих целях предполагается постоянное обновление и расширение физкультурно-оздоровительных услуг, оказываемых государственными учреждениями г. Москвы. В целях повышения качества предоставляемых услуг будут проводиться постоянный мониторинг, совершенствование материально-технической базы организаций, подведомственных Москомспорту, повышение квалификации специалистов, разработка методики организации физкультурно-спортивной работы с жителями разных возрастных групп, инвалидами и иными лицами с ограниченными возможностями здоровья.


Подпрограммой предусмотрена организация работы с жителями г. Москвы по месту жительства. Граждане всех возрастных групп должны получить возможность заниматься физической культурой и спортом под руководством инструктора или самостоятельно, получая необходимые методические рекомендации.


Подпрограммой предусмотрена финансовая и организационно-методическая поддержка массовой физкультурно-спортивной работы негосударственных организаций.


Особое внимание уделяется организации физического воспитания молодежи допризывного возраста. Планируется проведение работы органами исполнительной власти г. Москвы совместно с общественными организациями, органами местного самоуправления.


Развитие сферы физической культуры и массового спорта предусматривает проведение большого числа физкультурных и спортивных мероприятий. Соревнования являются необходимой частью подготовки спортсменов-любителей.


Кроме того, физкультурные мероприятия пропагандируют здоровый образ жизни, позволяют организовать активный досуг жителей разных возрастных групп.


При этом большое количество мероприятий планируется проводить с участием инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Подпрограммой предусмотрены меры по развитию материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья, строительство физкультурно-оздоровительных комплексов, в том числе специализированных.


Организация массовой физкультурно-спортивной работы основывается на методической базе и сопровождается пропагандой здорового образа жизни.


Подпрограмма «Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений» предусматривает мероприятия по обеспечению подготовки спортивного резерва и сборных спортивных команд государственными учреждениями г. Москвы, в рамках которых будут созданы центры спортивной подготовки по группам видов спорта, отделения, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья, по видам спорта, входящим в программы летних и зимних Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, а также мероприятия по целевой подготовке, профессиональной переподготовке и повышению квалификации тренеров и иных специалистов по приоритетным видам спорта, спорта высших достижений, в том числе в области адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.


Неотъемлемой частью подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений является проведение в г. Москве крупных спортивных мероприятий, включая спортивные мероприятия мирового уровня, в том числе для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья. Подпрограммой предусмотрены меры по подготовке спортсменов в условиях тренировочных сборов для участия в официальных всероссийских спортивных соревнованиях, выполнение требований Единой всероссийской спортивной классификации и отбор в спортивные сборные команды Российской Федерации для выступления в официальных международных спортивных соревнованиях в составе сборной команды Российской Федерации по различным видам спорта, в том числе входящим в программы Олимпийских, Паралимпийских и Сурдлимпийских игр.


Подпрограммой предусмотрены меры по развитию и совершенствованию материально-технической базы организаций Москомспорта, в том числе для обеспечения их доступности для инвалидов и иных лиц с ограниченными возможностями здоровья.


Достижение московскими спортсменами наивысших спортивных результатов на основе совершенствования системы многолетней подготовки спортсменов высшей квалификации невозможно без научно-методического, медико-биологического, антидопингового и информационно-технологического обеспечения. Подпрограммой предусмотрены необходимые меры по совершенствованию данных направлений, а также по совершенствованию системы управления в сфере физической культуры и спорта.


Строительство крупных спортивных комплексов и реконструкция объектов спорта позволят обеспечить проведение масштабных спортивных соревнований в г. Москве, а также привлечь к занятиям физической культурой и спортом жителей г. Москвы (рис. 2).



В период реализации государственной программы за счет средств различных источников финансирования в г. Москве построено более 80 объектов спорта.


Текущее состояние сферы физической культуры и спорта в г. Москве характеризуется определенными положительными тенденциями, связанными с возрождением лучших традиций спортивных мероприятий, развитием массовых видов спорта, строительством и модернизацией спортивных сооружений (табл. 1).



В г. Москве существует более 500 отделений и офисов различных видов спорта в спортивных школах, в которых количество тренирующихся спортсменов превышает 144 тыс., в том числе свое физическое развитие осуществляют 2 тыс. спортсменов с ограниченными физическими возможностями. В группах совершенствования спортивного мастерства более 74,8 тыс. человек проходят подготовку и обучение. Спортсменов в группах высшего спортивного мастерства насчитывается более 1,4 тыс.


Тренировки спортсменов проводят высококвалифицированные специалисты.


Это 3920 тренеров, из которых 3433 человека работают полный рабочий день.


В г. Москве сегодня упор в основном делается на развитие спорта среди современных молодых людей, а точнее, на увеличение спортивных площадок и мест для занятия спортом на базе школьных секций и молодежных спортивных организаций.


Большое внимание в г. Москве уделяется адаптации спортивных сооружений для обеспечения доступности людей с ограниченными возможностями и инвалидов. Особое внимание уделяется вопросам адаптации всех существующих спортивных сооружений и прилегающих районов для различных категорий инвалидов. Решение проблемных ситуаций в данной сфере остается первостепенным на ближайшее время.



В настоящее время 56% обучающихся регулярно занимаются спортом во внеурочное время. Численность людей, занимающихся в клубах, в том числе и по месту жительства, возросла более чем в 4 раза за 2015–2017 гг. Наблюдается тенденция занятий физической культурой по большей части в частных клубах и по месту жительства (табл. 3).


Более 30% спортивных зданий, используемых сегодня, построены в советское время и имеют значительную степень износа.


В 2015–2017 гг. прошли чемпионаты мира по фехтованию, по хоккею и современному пятиборью.


В 2018 г. прошел чемпионат мира по футболу. Подготовка спортсменов к участию в международных соревнованиях требует значительных инвестиционных вложений в модернизацию имеющейся материально-технической базы по любым видам спорта.


В условиях подготовки к чемпионату мира по футболу FIFA 2018 г. закончились работы по строительству стадиона «Спартак» и реконструкция большой спортивной арены «Лужники».


Все это позволило не только провести международные соревнования, но и создать учебно-тренировочную базу мирового уровня и условия для организации крупных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий для жителей г. Москвы [3].


В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта, в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ


Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года. Основная цель стратегии – создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Данная стратегия разделена на этапы: 1-й этап (2009–2015) и 2-й этап (2016–2020). 1-й этап закончился два года назад, и уже были подведены итоги реализации данной стратегии.


1. К 2015 г. количество россиян, занимающихся физической культурой, достигло 31,7% всего населения (табл. 2).


2. По сравнению с 2008 г. количество студентов и учащихся, занимающихся спортом, увеличилось на 26% и к 2015 г. составило 68,9%.


3. Россиян, постоянно занимающихся физической культурой, стало на 10 млн больше.


4. Уровень обеспеченности населения спортивными объектами увеличился на 7% и достиг 31%.


5. Достигнут плановый показатель 2017 г. по числу тренеров и тренеров – преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).


6. Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позволили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что составляет больше половины населения страны.


Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, таких как:
– не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);
– отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);
– отсутствие массового привлечения потребителей;
– проблема популяризации спорта.


Основными преимуществами в развитии спорта в г. Москве можно считать принятие и реализацию государственных программ, которые в последние годы определили хорошие результаты в спорте. В среднем увеличилось число граждан, которые систематически занимаются спортом.


Особенно важным является то, что в последние годы была создана хорошая спортивная инфраструктура.


Основные недостатки имеющихся программ следующие:
– большинство программ финансируется из федерального бюджета, что связано с недостаточным финансированием тех норм, которые указаны в программах;
– большинство программ направлено на развитие спорта высших достижений, на спорт профессиональный, что не создает возможностей для развития массовых видов спорта, а следовательно, и уровень развития спорта среди населения низкий;
– программы и мероприятия программ, направленные на развитие массовых видов спорта, в первую очередь создают возможности для развития спорта для детей школьного возраста. Отсутствуют программы, направленные на разные возрастные группы населения;
– развитие спортивной инфраструктуры происходит за счет частных компаний. Это означает, что спортивные объекты имеют платный характер.


Необходимы постоянный анализ ситуаций и обновление методик работы с молодежью. В целях поддержки и развития молодежных спортивных движений в г. Москве создано государственное бюджетное учреждение г. Москвы «Физкультурно-спортивный центр «Экстрим» Департамента спорта и туризма г. Москвы, задачей которого является активная поддержка популярных у молодежи спортивных дисциплин, в том числе экстремальных.


Большинство новых молодежных спортивных течений изначально являются уличными видами спорта. Группы молодых граждан по интересам со своей субкультурой и особенностями объединяются с помощью социальных сетей и специализированных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети


Интернет. При поддержке Москомспорта деятельность некоторых молодежных течений начала трансформироваться в виды спорта, занятия по которым проводятся под руководством квалифицированных инструкторов в соответствии с требованиями безопасности.


В учебных заведениях высшего образования в г. Москве по очной форме обучения обучаются более 520 тыс. студентов. Поддержка и содействие развитию студенческого спорта, создание студентам условий для проведения здорового спортивного досуга – одна из важнейших задач в сфере физической культуры и массового спорта.


Во многом не использован потенциал общественности по месту жительства.


Наиболее эффективной организационной формой развития массового спорта и повышения его социальной значимости является спортивный клуб по месту жительства. Одной из основных задач, стоящих перед органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве (далее – органы местного самоуправления), территориальными органами исполнительной власти г. Москвы, является создание условий для развития физкультурного движения в городе, создание спортивных любительских объединений.


В связи с сокращением в г. Москве количества объектов спорта, принадлежащих организациям, осуществляющим деятельность в производственных и непроизводственных сферах, в последние годы остро стоит вопрос об определении форм привлечения работников трудовых коллективов организаций к занятиям физической культурой и спортом. В большинстве своем эта категория граждан занимается физической культурой и спортом в коммерческих организациях, самостоятельно оплачивая расходы. Идея корпоративного спорта может стать действенным стимулом для увеличения числа граждан, занимающихся физической культурой и спортом. Кроме того, занятия физической культурой и спортом по месту работы могут рассматриваться в качестве средства снижения профессиональных производственных рисков. В данном направлении проводится работа совместно с профсоюзными организациями.


Говоря о спорте высших достижений, следует отметить нарастающее ужесточение конкуренции на международных спортивных соревнованиях. Это означает, что актуальными являются вопросы подготовки высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов), а также строительства объектов спорта, отвечающих современным мировым требованиям, для подготовки спортсменов по отдельным видам спорта.


В 2017 г. в Москве на стадионе «Открытие Арена» («Спартак») проведены матчи Кубка конфедераций FIFA 2017 г., в начале 2018 г. прошел чемпионат Европы по фигурному катанию на коньках, летом 2018 г. прошло крупнейшее международное соревнование – чемпионат мира по футболу FIFA 2018 г.


Осуществление запланированных в рамках государственной программы мероприятий позволит обеспечить не только проведение вышеуказанных международных соревнований, но и создание учебно-тренировочной базы мирового уровня и условий для организации крупных соревнований и спортивно-зрелищных мероприятий для жителей г. Москвы.


В 2018 г. Москва стала мировой столицей футбола и главным городом чемпионата мира. В преддверии подготовки к крупнейшему международному соревнованию 2018 г. Правительство Москвы поставило задачу создать идеальные условия для пребывания в городе участников, болельщиков и журналистов и провести московский этап чемпионата мира на высочайшем уровне. В ряде городов России, на территории городов Московской области и в г. Москве были построены и реконструированы стадионы и арены, отвечающие современным мировым требованиям. К подготовительным мероприятиям в г. Москве относят:
– строительство новых и дооснащение уже построенных зданий, адаптация некоторых помещений большой спортивной арены «Лужники»;
– строительство тренировочных площадок в местах размещения баз команд (тренировочные базы);
– строительство и реконструкция зданий и сооружений временного характера;
– реконструкция транспортной системы, в том числе создание единой системы навигации;
– развитие сфер туризма и гостиничной инфраструктуры;
– организация мероприятий в рамках здравоохранения;
– реализация мер по обеспечению безопасности.


По-прежнему сохраняются проблемы в сфере массовой физической культуры, подготовки спортивного резерва и развития спорта высших достижений.


И в период реализации государственной программы необходимо осуществить меры, позволяющие устранить в полном объеме проблемы, имевшиеся к началу реализации этой программы, к которым относятся:
– недостаточное количество объектов спорта, отвечающих современным мировым требованиям, что затрудняет подготовку спортивного резерва (острая нехватка футбольных полей, стадионов и крытых манежей для легкой атлетики, отсутствие современных, в том числе крытых, комплексов и центров по зимним видам спорта (лыжных стадионов, лыжно-биатлонного комплекса, комплекса лыжных трамплинов, керлинга, шорт-трека), а также специализированных центров для стрелковых видов спорта, хоккея на траве, сооружений для занятий водными и гребными видами спорта и иных объектов спорта);
– недостаточное развитие материально-технического оснащения объектов спорта, в том числе для обеспечения их доступности для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
– значительная степень износа зданий спортивных школ;
– недостаточная обеспеченность граждан крытыми спортивными сооружениями шаговой доступности;
– отсутствие современной спортивной базы государственных учебных заведений высшего образования, отсутствие широкого студенческого спортивного движения;
– значительное сокращение количества объектов спорта, находящихся в собственности негосударственных организаций;
– нехватка высококвалифицированных спортивных кадров (тренеров, спортивных врачей, психологов и иных специалистов).


Программа развития физической культуры и спорта в городе Москве на 2012–2018 годы и на период до 2020 года предусматривает первоочередные и долгосрочные меры территориально-ведомственного развития в муниципальных районах, административных округах и городе в целом как единой системы организации и управления физкультурным движением в столице. Наиболее важные моменты коррекции системы организации и управления физической культурой и спортом в г. Москве состоят в следующем.


1. Введение системы государственных социальных заказов на проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с населением города и контроля их выполнения на основе договоров Мосгорспорткомитета с учебными заведениями, предприятиями, спортивными федерациями и другими организациями, полностью или частично финансируемыми за счет бюджетных средств.


2. Придание статуса юридического лица спорткомитетам административных округов.


3. Разработка и введение в действие единой городской программы развития приоритетных видов спорта.


4. Предоставление Мосгорспорткомитету права государственного лицензирования физкультурно-спортивной деятельности спортсооружений, спортивных школ, спортивных клубов и других образований всех форм собственности, а также деятельности физкультурно-спортивных кадров.


5. Система льгот по оплате землепользования, коммунальных и других услуг спортивными сооружениями, учебными заведениями, предприятиями и учреждениями, выполняющими государственные социальные заказы по физической культуре и спорту.


6. Порядок передачи в муниципальную собственность частных спортивных сооружений, находящихся в неудовлетворительном состоянии и допустивших перепрофилизацию своей деятельности.


7. Формирование долгосрочной инвестиционной программы реализации проектов развития материально-спортивной базы на основе кооперации средств государственных, ведомственных, общественных органов, отечественных и зарубежных коммерческих структур.


Политика государства в сфере спорта должна быть нацелена на стимулирование развития инфраструктурных проектов, на помощь в их финансировании, а также на содействие в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.


Рассмотрим использование бюджетных ассигнований бюджета г. Москвы и иных средств на реализацию мероприятий программы за 2016–2017 отчетные годы.


Объем финансовых средств на реализацию программы за счет всех источников по плану на 2016 г. составил 73 076 400,7 тыс. руб., фактически – 77 211 064,8 тыс. руб., или 106%, в том числе: средства бюджета г. Москвы были запланированы в объеме 52 119 015,2 тыс. руб., фактически – 51 176 645,3 тыс. руб., или 98,2%; средства федерального бюджета по плану составили 8 110 915,5 тыс. руб., исполнение – 7 551 713,2 тыс. руб., или 93%; средства юридических и физических лиц по плану составили 12 846 470,0 тыс. руб., фактически – 18 482 706,3 тыс. руб., или 144%.


Объем финансовых средств на реализацию программы за счет всех источников по плану на 2017 г. составил 67 637 649,6 тыс. руб., фактически – 67 173 552,6 тыс. руб., или 99,3%, в том числе: средства бюджета г. Москвы запланированы в объеме 55 043 463,3 тыс. руб., фактически – 53 981 560,9 тыс. руб., или 98,1%; средства федерального бюджета по плану составили 6 544 643,3 тыс. руб., исполнение – 6 551 190,3 тыс. руб., или 100%; средства юридических и физических лиц по плану составили 6 049 543,0 тыс. руб., фактически – 6 640 801,4 тыс. руб., или 110%. В том числе по подпрограммам: подпрограмма 10А «Массовая физкультурно-спортивная работа» – запланированный объем средств на реализацию подпрограммы за счет всех источников составил 7 155 979,2 тыс. руб., фактический объем освоения – 7 420 739,1 тыс. руб., или 104% от плановых показателей. При плановом значении 3 373 233,5 тыс. руб. фактический объем средств бюджета г. Москвы на реализацию подпрограммы составил 3 233 722,6 тыс. руб., или 96%, в том числе мероприятие 10.01.011.000.10 «Реализация мероприятий в рамках осуществления социально значимых программ в сфере физической культуры и спорта юридическими лицами (за исключением государственных учреждений)»: запланировано бюджетных средств – 90 745,2 тыс. руб., фактически исполнено – 90 535,2 тыс. руб. в связи с отказом некоторых организаций от получения субсидий. Подпрограмма 10Б «Подготовка спортивного резерва, развитие спорта высших достижений» – запланированный объем средств на реализацию подпрограммы за счет всех источников составил 60 481 670,4 тыс. руб., исполнение – 59 752 813,5 тыс. руб., или 98,8% от плановых показателей. При плановом значении 51 670 229,8 тыс. руб. фактический объем за счет средств бюджета г. Москвы на реализацию подпрограммы составил 50 747 38,3 тыс. руб., или 98,2%.


Необходимо отметить, что специалисты PwC проанализировали информацию из открытых источников об инвестициях в спортивные стартапы и развивающиеся бизнесы, в которых одна из сторон сделки представляет Россию, за три года, с 2015 по 2017 г. (рис. 3). Внимание инвесторов в первую очередь привлекают проекты с онлайн-составляющей: интернет-сервисы, цифровые медийные платформы.


Из видов спорта лидирует развивающееся направление киберспорта, популярное у молодой аудитории. PwC прогнозирует, что в ближайшие пять лет рынок киберспорта в России продолжит расти в среднем на 25% в год. Представляют интерес проекты, связанные с любительским спортом и фитнесом.



Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта. В дополнение к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных актов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный рынок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объектам; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.


Литература
1. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» [Электронный ресурс]. URL: consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162179/ (дата обращения: 26.06.2018).
2. Железняк Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – М.: Академия, 2016. – С. 48.
3. Саноян Г.Г. Физическая культура для трудящихся. – М.: Прогресс, 2015. – С. 29.
4. Департамент спорта и туризма г. Москвы [Электронный ресурс]. URL: mos.ru/upload/documents/files/3083/SportMoskvi_20032018_1.pdf (дата обращения: 27.06.2018).
5. Министерство спорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf (дата обращения: 27.06.2018).
6. PwC [Электронный ресурс]. URL: pwc.ru/en/assets/pwc-sport-startupsflashreport.pdf (дата обращения: 28.06.2018).


21.11.2023

Также по этой теме:


Ранее просмотренные страницы

Список просмотренных товаров пуст
Список сравниваемых товаров пуст
Список избранного пуст
Ваша корзина пуста